Вспомните, о чем Вы мечтали, когда были ребенком: вот я вырасту и тогда!
А далее подразумевалось, что : тогда я буду делать что хочу, когда хочу и как хочу и не буду просить разрешения, отчитываться и оправдываться.
Почему-то, когда мы были маленькими у нас было более правильные представления о взрослой жизни, чем сейчас. Не задумывались об этом?
Будучи ребенком, Вы были готовы войти во взрослую жизнь, оторваться от семьи и стать самостоятельным. А самое главное: у Вас были планы на СВОЮ взрослую жизнь. Когда на них смотришь сейчас, они кажутся, возможно, смешными и забавными. Но как тогда это было важно!
И Вы знали ради чего нужно взрослеть: что бы смотреть вперед и осуществлять мечту.
Так какой же рубеж Вам оказалось не под силу преодолеть и Вы отказались от своей детской «взрослой» мечты?
Этапы психологического взросления
Положительный симбиоз (детство)
Ребенок, повторяя все за родителями, познает мир. Он таким образом ощущает с ними связь, как бы говоря «Я такой же как и вы!». Это очень важный этап он дает ощущение безопасности, т.е. если я такой же, значит я не останусь один.
Все делается «как мама» или «как папа». Внимательно слушаются разговоры взрослых, чтобы понять как реагировать на события, как оценить чьи-то действия, как относится к какому-то человеку.
Отрицательный симбиоз (подростковый период)
Это тяжелое время для родителей. Подросток, начинает искать себя и «пробовать» этот мир по-новому. Он не верит тому, что говорят родители, важно все проверить самому.
Плохое поведение, спад в учебе, одежда, друзья, интересы, манера разговора… Родители в шоке, но это правильно. Подростковый бунт нужен для того, чтобы сформировать свой мир, свои ценности, свою точку зрения. Здесь учатся отстаивать свои взгляды, спорить, реагировать, ошибаться и потом отвечать и исправлять свои ошибки.
И потом, наконец-то, наступает период автономности (ранняя взрослость)
Выбран свой путь, есть свои идеи, мечты, свой круг друзей и интересов. И даже если что-то из этого совпадает с родительскими взглядами, то это только самостоятельный выбор.
Родители иногда обижаются и ждут, что ребенок «набьет шишек», одумается и … А что и? Что дальше? Но, позиция родителей – это отдельная беседа.
И через некоторое время наступает та самая автономность, осознанная взрослость, когда происходит психологическое рождение самостоятельного человека.
Создаются отношения, рождаются дети, есть свои достижения и потери, какие мечты осуществились, а от каких-то целей приходится отказывается. И это тоже выбор, говорящий не о слабости, а о решимости.
Но, для того, чтобы эта самая самостоятельная жизнь состоялась, нужно вначале сильно сблизиться, слиться, а потом сильно поругаться, стать не таким. И только потом уже рождаетесь именно Вы.
Это конец? Нет. Впереди самый важный этап.
Возвращение в родное гнездо. На равных.
Да, потом наступает время вернуться. Вновь приблизится к родителям.
Сблизить внуков с бабушками и дедушками, сладко вспоминать детство и смеяться над бунтами юности, грустить о «прошлых временах».
И ,конечно же, оказать помощь и поддержку родителям (по необходимости и по возможности).
Но вернуться уже на позиции равного. Вернуться взрослым.
Конечно, тема сепарации (отделения от родителей) не ограничивается такой простой схемой. Это –«идеальный» вариант.
В этой теме можно еще о многом разговаривать: вариации этого пути, модели поведения ребенка, родителей, выгоды обоих сторон, воздействие социальной среды, плюсы и минусы незавершенной сепарации.
А как влияет на жизнь незавершенный процесс? Интуитивно понятно, что не в очень хорошую сторону, но как именно?
И главный вопрос: что с этим делать?